«Татарское народное творчество»
В «Чебургинской основной общеобразовательной школе» этнокультурный компонент вводится во все сферы образовательной системы школы: в учебные предметы, в воспитательную работу на уровне школы и классов, в дополнительное образование.
Дополнительное этнокультурное образование в школе организовано в рамках внеурочной деятельности по следующим направлениям: общекультурное, духовно-нравственное.
Чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию и культуре, в школе разработана программа «Татарское народное творчество».
Программа предполагает развитие творческих способностей учащихся и привитие любви к родному языку, литературе, истории, родному краю, народным традициям, обычаям.
В рамках внеурочных занятий дети знакомятся с татарским народным творчеством, традиционными татарскими праздниками, бытом, обрядами и т.д. Основными видами деятельности на занятиях являются: игры-диалоги, слушание и исполнение песен, разыгрывание мини-сценок, проектная работа, концерты, а также участие в традиционных татарских мероприятиях, как «Сабантуй», «Амаль» и др.
Сближение учащихся с миром словесного творчества происходит на основе использования произведений художественной литературы, устного народного творчества, ведь именно фольклор неотъемлемая часть духовной жизни каждого из нас. Знакомство детей с основными источниками фольклора, изучение прошлого, остаётся важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств человека: патриотизма, храбрости, смелости, стойкости, честности, доброты, любви, мудрости. Фольклор татарского народа богат и разнообразен: колыбельные песни, частушки, сказки, прибаутки, поговорки, игры, загадки, баиты. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития школьников.
В школьных учебниках татарской литературы есть раздел «Устное народное творчество». На уроках дети изучают фольклорные произведения разных жанров, знакомятся с литературно — фольклорными связями в произведениях татарских писателей. Изучают творчество нашей землячки Флоры Вагаповны. Изучением фольклора занималась наша односельчанка Флора Вагаповна Ахметова –Урманче. Флора Вагаповна посвятила свою жизнь сбору, изучению и популяризации татарского народного творчества. Ее исследования татарских дастанов и сказок, фольклора сибирских татар, баитов и мунаджатов стали вкладом в развитие татарской фольклористики.
Приобщение к культуре татарского народа происходит как на уроках, так и во внеурочное время. Ежегодно наши ученики активно участвуют в различных конкурсах, олимпиадах разных уровней в номинациях: конкурс чтецов художественного слова «И туган тел и матур тел», конкурс, посвященный творчеству М.Джалиля («Творческое вдохновение», «Словесное мастерство), конкурс «Утренняя звезда», «Зимние мелодии» конкурсы по декоративно-прикладному творчеству, изобразительному искусству и т.д.).
Для реализации этнокультурного компонента в 2022 году школа приобрела красивые татарские национальные костюмы для мальчиков и девочек. Имеются также музыкальная аппаратура, микрофоны, фотоаппарат.
Хоровой коллектив школы «Миляшляр» («Рябинушка») в 2022 году занял 2 место в VI Муниципальном детском конкурсе национального творчества «Кышкы моннар» в номинации «Вокально хоровое творчество». В 2023 году хоровой коллектив принял участие XXXII областном конкурсе детского творчества тюркоязычных народов «Тан йолдызы – 2023» («Утренняя звезда – 2023») в номинации «Вокал» и получила Сертификат.
Разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, обогащают и развивают ребёнка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.
Для каждого учителя непременно важно, создать на уроке положительный эмоциональный настрой, побудить учащихся к творческой деятельности. Интерес к изучению предмета приносит успех ученикам и на предметных олимпиадах, конкурсах.
Время требует от нас поиска новых форм и приёмов работы. Именно уроки татарского языка и литературы, внеклассная деятельность помогает найти пути для решения этой насущной задачи. Каждый урок даёт детям какую-то часть необходимой информации, которая в дальнейшем сложится в целостную картину мира и в этом главную роль играет педагог.